Пример автоматизированной системы технической эксплуатации

Современные  требования  к   транспортным   сетям   SDH   по   надежности,   времени восстановления    отказов,    быстроте     предоставления      резервных    трактов    делают централизованную систему управления сетевыми ресурсами важнейшей составляющей, без которой   эффективная  эксплуатация   сети   практически   не   возможна.  Поэтому   вполне объясним   увеличивающийся   интерес   операторов  к   современным  автоматизированным системам технической эксплуатации (АСТЭ). Они основаны на признанных международных стандартах ISO и рекомендациях ITU-T, новейших компьютерных технологиях и в них учтен опыт эксплуатации сетей крупнейшими международными операторами.

В настоящее время в  области создания и  внедрения АСТЭ признанным лидером  по праву считается компания Lucent,  которая  разработала  и   предлагает  семейство  систем (продуктов) ITM (интегрированное управление транспортной сетью). В полном соответствии с моделью TMN (см. подразд. 5.1.3) в данное семейство входят системы уровней управления обслуживанием (сервисом) сетью и элементами  сети SDH.

В   соответствии   с   Рекомендациями ITU-T   М.3010   и    М.3100   оборудование   ITM выполняет  следующие   функции: управление сообщениями об   аварийных   ситуациях, управление  рабочими параметрами, управление  конфигурацией  сети и  т. д.  (см. подразд. 5.3.2).

Впервые автоматизированное  обеспечение эксплуатации  реализовано  для  различных видов NE, т. е. не только для систем передачи SDH, но и для систем коммутации, например, типа 5ESS VCDX, функционирующих в данной сети [53].

Функции  уровня  управления  сервисом  в  TMN  реализуются  с  помощью   системы ACTIVIEW, которая позволяет операторам связи автоматизировать  процессы предоставления услуг  заказчику (клиенту), начиная от  получения заявки  на  определенное  обслуживание (услугу)    и      заканчивая  внесением  соответствующих    изменений  в      конфигурацию оборудования, когда  услуга  воплощена в   NE.  Система  ACTIVIEW  осуществляет также автоматизированную обработку сообщений об аварийных ситуациях.

К уровню управления сетью относятся такие системы управления, как, например, NFM

и ITM-NM.

Система  управления  отказами  в  сети  NFM  (Network  Fail  Management)  реализует функции централизованного  управления отказами по всей сети. Она отображает графически на карте состояние коммутационных и  транспортных элементов сети SDH  и  анализирует корреляцию сообщений об аварийных ситуациях (отказах).

Система  ITM-NM  реализует функции интегрированного  управления   транспортной сетью SDH. В каждый момент времени система располагает полной текущей информацией о состоянии сети. Это достигается путем использования динамической, «живой» базы данных, работа которой обеспечивается периодическим сбором данных с систем управления NE.

Системы уровня управления элементами сети обеспечивают функционирование  всех NEs,      из        которых      образуется      транспортная      сеть      SDH.      Для      управления многофункциональными         мультиплексорами         (терминальными,            линейными, выделения/вставки) компания  Lucent разработала систему ITM-SC (Sub-network Controller) контроллер подсети, а для управления  кросс-коннекторами  –  систему ITM-XM (X-connekt Manager) менеджер кросс-коннектора.

Система уровня  управления  сетью  ITM-NM, взаимодействуя  с  системами  ITM-SC  и ITM-XM,  реализует полный  набор  функций управления современными   транспортными  сетями, состоящими из SLM, DIM, DXC и т. д.

Таким образом,  система управления  оборудованием  и   транспортными сетями  SDH, разработанная    компанией   Lucent,    соответствует  трехуровневой    архитектуре    TMN, приведенной в    Рекомендации ITU-T   M.3010.   Структурная   схема   указанной   системы управления приведена на рис. 6.15 [53].

С элементами  сети взаимодействуют системы управления ITM-SC и  ITM-XM, которые занимают нижний  уровень в  архитектуре системы управления.  Уровнем выше  находятся системы NFM и  ITM-NM, управляющие  функциями всей сети. Верхний  уровень занимает система ACTIVIEW, которая управляет услугами (обслуживанием клиентов) сети.

В семействе систем ITM транспортная сеть SDH графически отображается в виде узлов, обозначаемых «значками» на фоне схематической карты местности и  линий между узлами, которые представляют собой сетевые тракты различного порядка.

В процессе управления сообщениями об аварийных ситуациях сигналы о  тревожном событии в оборудовании сети вначале обрабатываются менеджерами элементов (контроллер подсети, менеджер  кросс-коннектора).  Они  дают  графическое   отображение состояния оборудования сети. Аварийный статус отдельных узлов  сети  обозначается цветом. Отказы NE отображаются путем изменения цвета «значка», причем различные цвета соответствуют отказам, влияющим на качество предоставляемых клиенту услуг, и менее серьезным отказам.

Рис. 6.15

Например,  если пропадает связь с NE, то цвет «значка» этого элемента изменяется на черный.  Обработанное  сообщение  о  событии  (отказе)  пересылается  на  средний уровень управления сетью для сетевого анализа.

Кроме   простого   отображения  отказов  оборудования, система   управления   NFM выполняет фильтрацию сообщений об отказах и проводит анализ корреляции сообщений от нескольких систем нижнего уровня управления NE. Все поступающие сообщения об отказах записываются в специальный файл регистрации и становятся доступными для последующего анализа  в течение месяца.

При  управлении  рабочими  параметрами  в   семействе систем ITM  выполняются все функции  этого управления  (см. подразд. 5.3.2) и  процессы  контроля (см. подразд. 6.2.4), отслеживающие  качество функционирования систем  передачи SDH.  При этом  в  систему периодически поступают данные о таких параметрах, как «секунда с ошибками», «секунда с серьезными ошибками»  и  «фоновая блочная  ошибка». Вся  обработанная  информация  о рабочих  параметрах в  текстовой или графической  форме в виде  таблиц и  диаграмм может выводиться на печать, а также записывается и храниться в регистровом файле. Она является доступной для анализа  в течение месяца.

Управление      конфигурацией      сети      может      осуществляться       автоматически, полуавтоматически   или    вручную.  Автоматическое   конфигурирование   сетевых  трактов любого  порядка  (VC-12,  VC-3,  VC-4)  синхронных линейных трактов различных уровней (STM-1, STM-4, STM-16,  STM-64) выполняется с помощью графического интерфейса, оно позволяет быстро и гибко изменять и добавлять маршруты транспортирования сигналов.

После ввода запроса на реконфигурацию  система управления ITM-NM  проверяет его допустимость   и,    логически  проведя   необходимое  назначение    ресурсов,   помещает полученный  запрос в  базу  данных для последующего  выполнения  в  указанное время. В случае автоматического  конфигурирования сети система INM-NM, основываясь на алгоритме кратчайшего пути,  задает  оптимальный (по заданному критерию)  маршрут между  двумя узлами сети и сама определяет тракты, которые при этом будут использоваться.

Непрерывная конфигурация  сети с  интерфейсом управления «по  щелчку  мышки»

позволяет быстро предоставлять услуги клиентам.

К  ключевым преимуществам  семейства систем ITM  также  относятся:  возможность быстрого конфигурирования  сети и  восстановления приоритетного трафика в случае отказа оборудования  (элементов сети); снижение  затрат на эксплуатацию;  более  точное ведение базы данных о конфигурации сети и повышение качества обслуживания клиентов.

Таким образом,  семейство систем ITM,  разработанное  и   предложенное  компанией Lucent, обеспечивает операторов связи всеми необходимыми  средствами для введения АСТЭ на транспортных сетях SDH.

Источник: Хмелёв К. Ф. Основы SDH: Монография. – К.: ІВЦ «Видавництво «Полігехніка»», 2003.-584 с.:ил.

Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту. Вы можете оставить ответ, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставьте отзыв

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 
Rambler's Top100